[Визуализация в Revit] #2. Работа с окружением (антураж и стаффаж)

 

Во второй статье цикла про визуализацию в Revit мы рассмотрим подходы к работе с антуражем, стаффажем и принципы сборки готовой сцены.

 

Контекст, или коротко про реализм изображения

Советую почитать книгу «Создание фотореалистичных изображений» (Билл Флеминг), в книге описаны приемы работы с 3D программами, такими как 3sd MAX и другими похожими. Работа архитектора в Revit мало чем отличается от них, поэтому можно смело следовать советам, изложенным автором.
 
Какой бы проект вам не пришлось делать, он не может существовать сам по себе, как «сферический конь в вакууме». Всегда есть контекст. Даже если ваша площадка расположена в чистом поле, уже есть поле, горизонт и рельеф. А если мы проектируем в городе, то нам может не хватить пальцев рук, да что рук и ног тоже, чтобы перечислить возможные предметы окружения.
Рассматривая работы профессиональных визуализаторов, мы всегда видим объект в контексте, с окружающими его предметами. Все это придает изображениям дополнительный фотореализм. В ход идут как крупные элементы экстерьера, окружающая застройка, деревья, транспорт, так и не очень бросающиеся в глаза предметы и детали, фонарные столбы, лавочки, бордюрные камни, дорожная разметка, даже «мусор». 
Немного хаоса в кадре, как советует Флеминг, не помешает. Мы живем не в идеальном мире, и наш мозг привык к хаосу! Посмотрите вокруг, за редким исключением, вы можете наблюдать сплошные неровности, шероховатости, случайно размещенные предметы, потертости и даже грязь. И все это не режет глаз, так как привычно и наоборот идеальная картинка внешнего мира, вызывает недоверие.
 
 
Автор изображения Kuzmin Vladimir
 
Работая с компьютером, вы находитесь в раю перфекциониста, здесь гораздо проще всё сделать идеальным, чем слегка кривоватым, труднее добиться эффекта хаоса, так приятного нашему мозгу. Поэтому нам предстоит немного потрудиться.
 
 

Окружающая застройка

Если вы хотите добиться максимального «вау-эффекта», с соседями по площадке, придется тоже повозиться.
 
 
Есть два варианта работы с окружением:
  • Самый трудозатратный: максимальная проработка соседних зданий и объектов. Так, чтобы разница между проработкой проекта и существующих сооружений не бросалась в глаза.
  • Второй вариант проще: наоборот, нарочито упрощенные модели окружения, окрашенные неброским цветом, возможно даже полупрозрачные модели «а-ля призрак».
  • Возможны и комбинации: близлежащие здания и геометрия прорабатывается максимально, и чем дальше от проектируемого здания, тем проще модель, вплоть до кубиков. У меня есть урок по созданию семейства окружающей застройки, позволяющего очень быстро застроить целые кварталы и даже небольшие города ;)

Линия горизонта

В реальном городе, да и за городом тоже, редко можно увидеть прямую линию горизонта. Так что постарайтесь задрапировать её деревьями или кубиками домов, соблюдая местоположение, характер высотности и абриса этих элементов, делая их похожими на реальные объекты.
Для правильного расположения окружения, используйте съемку/карту местности. Нет походящей съемки – можно использовать карты Yandex или другие открытые источники.
 
 
Разумеется, всё, что не касается проекта, лучше хранить отдельно и подгружать в проект внешними ссылками, по мере необходимости. Но об этом позже.
 
 

Антураж и стаффаж в сцене

Какие инструменты понадобятся нам, чтобы проработать контекст модели?
  • Антураж (франц. «entourage», от «entourer» – oкpyжать) – окружение, окружающая среда, обстановка.
Наполняйте территорию вокруг вашего проекта окружающей застройкой (можно расставить кубики с похожими очертаниями, но никто не запретит разработать небольшой проект соседнего дома), малыми формами, элементами городской среды (фонари, лавочки, заборы и пр.). Чем больше деталей, тем больше веры у зрителя изображению.
Озеленение – продолжение темы с антуражем. Если есть возможность включить в кадр деревья или другую растительность – делайте это. Такой подход покажет камерность застройки и настроение и подчеркнёт глубину пространства.
  • Стаффаж (нем. «staffage», от «staffieren» – украшать картины фигурами) – фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. 
Для архитектурной подачи стаффаж также незаменим, мы проектируем среду обитания людей, поэтому они тоже должны присутствовать в кадре, оживляя его. Вот две статьи на тему создания собственных семейств антуража / стаффажа: 
«How to Create 3D RPC Files From Any Geometry with this new Beta service from Archvision» 
«Revit 2010 – Семейства – Антураж» (а вот тут семейства из этого урока)
 
 
 
Если в вашем проекте есть протяженные объекты (например, дорога), можно подчеркнуть движение, добавив несколько автомобилей, движущихся в том же направлении. Цепочка деревьев или кустарников тоже способна подчеркнуть динамику подобных объектов.
 
 
Не будет лишним в композиции кадра оставить для подобных объектов место, чтобы они не упирались в границу изображения и мысленно могли продолжать движение.
 
Собираясь расставлять антураж, лучше всего контролировать его положение на нескольких видах, так как только один вид (например вид в плане) может дать неверное представление. То, что хорошо смотрится на плане, на камере может выглядеть не так, как вы ожидали. И, конечно, следите за тем, могут ли подобные вещи в реальной жизни быть на тех местах, куда вы их определили.
 
Проработка антуража также возможна в разной степени, во многом все зависит от идеи и ситуации. Если вы не хотите привлекать к нему внимание зрителя, можно его покрасить в те же неяркие цвета, что и окружение. 
 
Совет:
Если вам нужно быстро посадить лес, кусты и прочую зелень – попробуйте использовать вот этот метод: «Проект «СЕЯТЕЛЬ» v 1.0» 
 
 
 

Сборка сцены с антуражем

Оптимально собирать модель для визуализации частями, используя общие координаты.
 
 
  1. Проект. Собственно, это то, зачем мы тут всё затеяли. Это должен быть отдельный файл или группа файлов. Главное – это отсутствие в проекте антуража, стаффажа и прочих ненужных для работы объектов.
  2. Генплан. Следует отдельно создать рельеф, подоснову проекта (если в вашем проекте не одно здание, а целый комплекс, без этого просто не обойтись). Здесь вы сможете отработать все проектные решения, такие как новые проезды, подпорные стенки, газоны, малые формы и проектное озеленение. Особенно стоит уделить внимание тем элементам, которые могут попасть на передний план – хорошая проработка таких кусочков, с большим количеством деталей, дает зрителю ощущение высокого качества вашей работы. 
  3. Окружение. Это ваш «второй план», и его можно разделить на две основные части. Каждый из файлов окружения содержит в себе генплан как внешнюю ссылку.
  • Здания и друге крупные объекты, например – деревья, фонарные столбы, которые «соседствуют» с вашим проектом. Тут уже можно меньше уделять внимание точности и степени проработки.
  • Транспорт, люди и прочие подвижные предметы все, что можно назвать «стаффаж».
  1. Прочие объекты. Зачастую в проекте может принимать участие много специалистов, использующих разное ПО. Никто вам не запрещает присоединять к вашей модели и другие форматы файлов, таких как DWG (AutoCAD), SKP (SketchUp), IFC (Industry Foundation Classes) и другие. При этом не надо загружать их напрямую в основную модель – добавьте их файлы окружения.
 
Все части нашего проекта над разместить в пустом проекте, или собрать в файле Генплан, если вы не выпускаете этот раздел из Revit и вам не нужны чертежи. Здесь же мы создаем камеры, настраиваем композицию и освещение. Тут в дальнейшем и будем делать визуализацию.
 
 
В подобном подходе, кроме очевидных плюсов, есть и один небольшой минус – Revit не позволяет открывать повторно файлы внешних ссылок, без выгрузки их из текущего проекта. Но это ограничение легко обойти, если запустить еще одну сессию Revit, вроде как это уже не мы открыли этот файл, а кто-то другой ))).
 
 

Алексей Борисов, независимый эксперт.
Эксклюзивно для BIM2B.

Сделано в Promodex