[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #3. НАСТРОЙКА ОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСТЕРЬЕРЕ. ДЕНЬ.

После того как вы разобрались с композицией, самое время приступить к настройке освещения. В третьей статье цикла про визуализацию в Revit мы поговорим про способы настройки освещения дневной сцены.

Для визуализации дневной сцены будем использовать доступные нам источники света: солнце и небосвод.

Небосвод

С небосводом все просто, небо есть и свет от него тоже, вне зависимости от настроек. Скорее всего для фона неба с облаками используются HDR карты, к которым простому смертному не подобраться.


Картинка кликабельна

В реальной жизни цвет света от небосвода чуть холодноватый, от солнца – гораздо ярче и теплый, цвет света сильно зависит времени суток: в полдень – почти белый, а утром или вечером становится теплее, с красноватыми оттенками. Практически то же самое имеем и в виртуальной, “физически корректной” студии визуализации Revit для стандартного Неба, которого аж пять вариантов.

На картинке вверху можно заметить небольшие различия из-за разных карт HDR. Обратите внимание на тон неба, все пять вариантов разнятся, то же самое происходит и с его отражением.

Солнце

Способы установки солнца

Можем пойти несколькими путями установки направления дневного света: установить конкретное время суток или задать направление света солнца вручную.

Первый способ – установка времени суток в Revit

В настройках времени суток задаем полдень в день весеннего или осеннего равноденствия (20-21 марта или 22-23 сентября), что дает угол возвышения солнца в районе широты Москвы 34-35 градусов.

Переключите “Расчет инсоляции” в Статический (1) режим, задайте координаты проекта – Местоположение (2). Вы можете сохранять различные варианты времени и расположения вашего проекта (3) и использовать их для других видов. Изменение в выбранном наборе произойдут во всех видах, где используется такой же набор.

Но вы также можете использовать текущие настройки для каждого окна <В сеансе, статический> (4), в этом режиме, вы можете смело экспериментировать с настройками, не боясь испортить другие виды.

Если вы не забыли задать правильное направление на север для вашего проекта, это неплохой способ получить правильное, проектное освещение объекта. Но у такого приема есть недостатки: не все проекты могут получить выгодное с точки зрения художника освещение, так как оно жестко завязано на стороны света.

Установка солнца в положение полдня – не догма, в противном случае при попытке создать визуализацию со всех сторон вашего здания, часть фасадов окажется на ярком солнце, а часть будет в вечной тени. Вы можете задать любое время, позволяющее установить солнце в нужное положение, отвечающее требованиям описанным ранее и позволяющее получить правдивую визуализацию вашего проекта с точки зрения реального освещения. Заодно Вы можете проверить ваши проектные решения и показать их заказчику.

У подобного способа есть один нюанс: выбирая разное время освещения, мы меняем цветовую температуру света, в результате чего получаем материалы разного оттенка, на разных видах, на одном и том же объекте. Иногда заказчикузрителю трудно объяснить почему так вышло (((

Картинка кликабельна

На картинке выше одна и та же сцена, белый материал для стен, и простое не тонированное зеркало на шаре. Время указано на каждом кадре.

Нетрудно заметить, что цветопередача разная и зависит от времени съёмок. Не скажу, что цвет отличается кардинально, но разница особенно заметна, когда изображения можно сравнить одновременно.

Наиболее корректная цветопередача получается в районе полудня.

Есть подвох – смотрите изображения выше. В зависимости от выбранного HDR неба, его изображение может быть очень темным как на фоне, так и на отражениях зеркальных поверхностей.

В принципе можно использовать изображение в качестве фона:

В этом случае получаем отличный фон, и что немаловажно, в отражениях используется не черный фон как было раньше, в предыдущих версиях, а что-то похоже на небосвод без облаков!

Второй способ – солнце относительно вида

Во всех других случаях можно следовать следующему правилу: направление распространения солнечных лучей должно быть под углом близким к 90 градусам к направлению взгляда и 45 градусов относительно земли.

Если вы не преследуете художественные цели (создать атмосферу раннего утра или заката), для создания одинакового освещения всех ракурсов можно использовать “Настройки солнца по виду”.

Для этого достаточно, переключить режим расчета на “Освещение” и указать градусы солнцестояния. Не забудьте поставить галочку “Относительно вида”, чтобы солнце тоже поворачивалось при вращении вида.

Ниже показан результат одних и тех же настроек освещения и фона, для разных ракурсов одного и того же объекта.

Картинка кликабельна

Конечно, все ранее перечисленное – это не жесткие правила. В любом случае, визуализация проекта – это акт творчества! И кроме правил существует вкус и предпочтения самого “цифрового художника”.

Да и сама архитектура, форма или фактура здания, могут подсказать правильное решение по выбору условий освещения.

Третий способ – “Пасмурный день”

Приём а-ля пасмурный день. Отключить солнце не получится, но вот поставить время, когда оно будет на обратной стороне земного шара – не проблема. Наверное, оптимальным будет установка даты в районе дня летнего солнцестояния и время выставить в районе полночи. Проконтролируйте освещение, чтобы не появились тени, если вы используете другое время года. А чтобы что-то можно было разглядеть, используем “Экспокоррекцию”. Для неба лучше накинуть картинку в фон, так как стандартное будет пересвечено после настроек экспозиции, да и нет там нормального пасмурного неба (((.

Прозрачный фон

Если вы хотите добавить фон и произвести дальнейшую обработку в растровом редакторе, можно вместо фона указать “Прозрачность”, в этом случае вам предложат сохранять картинки только на диск. В проекте хранить такие изображения уже нельзя.

И формат файла тоже будет только поддерживающий канал прозрачности – PNG и TIFF.

Важно отметить то, что если у вас есть стеклянные поверхности, сквозь которые виден фон, такие места на растровом изображении, в канале прозрачности, также сохранят свою полупрозрачность.

Полезные советы

Что ещё рекомендуют профи?

  1. Для каждого вида нужно определиться с главным фасадом и поворачивать его к камере, подставляя его под основной источник света (солнце), а второстепенные фасады накрыть тенью.
  2. Если же вам нужно получить визуализацию фасадов, не перспективных видов, настройка освещения должна подчиняться следующим правилам: солнце должно светить под углом 45 градусов в плане и к фасаду, с правой стороны. Подобное освещение позволяет зрителю понять размеры глубины и формы, таких элементов здания как ниши и полости, на глаз, а иногда и с помощью линейки по распечатанной картинке. К сожалению в Revit тонирование для фасадов недоступно, поэтому используйте аксонометрию, повернутую в нужное положение.

В следующей части рассмотрим особенности настройки освещения ночной визуализации, а затем освещения при визуализации интерьеров.

Алексей Борисов, независимый эксперт.
Эксклюзивно для BIM2B.