[Визуализация в Revit] #5. Интерьер: освещение, композиция, камера

Интерьер в Revit: освещение, композиция, камера

Сегодня поговорим про настройку искусственного и естественного освещения для визуализации интерьеров в Revit.
 
Есть небольшая разница между экстерьером и интерьерной визуализацией, основные различия в масштабе объектов. Архитектурный объект почти всегда на порядок крупнее, чем помещения, составляющие его интерьер. Хотя некоторые интерьеры, например, холлы и вестибюли общественных зданий или зрительные залы, по подходам к подаче гораздо ближе и экстерьерам, нежели к интерьерам, так как они могут взаимодействовать с архитектурной средой, окружающей объект, и доступны для восприятия гораздо большего количества людей.
Обычный же интерьер предназначен для относительно небольшой группы людей и может архитектурно быть никак не связанным с окружающим его миром.
 
Если для элементов антуража экстерьера подходят такие предметы как люди, машины, деревья, то для интерьера нужны элементы более мелкого масштаба (посуда, книги, цветы и т.п.). Смятое покрывало, одежда на вешалке, чашка кофе, газета, пульт от телевизора – все эти предметы создают ощущение, что тут живут люди, просто они ненадолго вышли… Кстати если вы делаете частный интерьер, не добавляйте стаффаж, во избежание вопросов: Что за люди в моей квартире? )))
Ввиду скромных возможностей визуализации Revit, основная нагрузка ложится на пользователя: вам предстоит поработать над композицией кадра, освещением и материалами предметов интерьера.
 
Здесь и далее в статье автор интерьеров и визуализации – Косарева Маргарита (Revit 2016)
 
 
 

Настройка освещения для визуализации интерьеров в Revit

Освещение в интерьере так же, как и в экстерьерной визуализации, может быть двух типов: дневной свет и искусственный, а также их комбинации.
В комнатах, где есть большие окна или даже витрины, оптимальное время для проведения «фотосессии» будет ранним утром или поздним вечером, для того чтобы свет глубоко проникал в помещение и освещал внутреннее убранство, а также придавал позитивный настрой изображению. Конечно, все зависит от того, на какую сторону света выходят окна помещения. Не всегда можно будет выставить подходящее время, поэтому можно немного пойти против истины и задать углы солнца вручную.
 
Наша задача: сбалансировать свет таким образом, чтобы не было пересвеченных или темных мест в кадре, когда вы делаете интерьерный виз. Используйте весь доступный естественный свет, который есть в помещении по проекту, правда такой свет может создавать перепады освещенности, поэтому для подсветки «темных углов» не лишним будет использовать «дополнительное осветительное оборудование», с помощью которого вы сможете решить ваши задачи (посмотрите урок по созданию вспомогательных источников света из прошлой статьи)
 
 

 
Иногда для получения более выраженного освещения придется немного поиграть с настройками светильников, основные, проектные сделать немного ярче, вспомогательные наоборот более мягкими, как по интенсивности, так и рассеянию света, чтобы они не давали ярко выраженных теней.
 
 

 
Фотографы советуют при съемке интерьеров использовать мягкий свет, который поможет получить наилучшие результаты. В нашем случае источники света должны использовать форму шара, полусферы или диска, что дает мягкие тени, так как излучение происходит не из одной точки, а сразу со всей поверхности источника света. Т.е. чем больше по размеру источник, тем более мягкие тени.
Внимание! Мягкие тени требуют больше ресурсов и времени при визуализации!
 
Часто возникает подобный вопрос: как быть с карнизным светом? К сожалению, линейный источник света в Revit не дает нужного эффекта.
 
 

 
Но можно попытаться сделать гирлянду мелких и не очень ярких шариков, светящих во все стороны, так чтобы отраженный свет от внутренних граней, дополнительно освещал плоскость, заполняя разрывы между светильниками.
 
 
 
Можно для материала за карнизом дать побольше значения блеска, это чуть-чуть усилит переотражение света за карнизом… Картинка 5-03-3 Но важно помнить, чем больше источников света, тем дольше рендер...
 
 
 

Композиция кадра при интерьерной визуализации в Revit

Композиция кадра не менее важна при интерьерной визуализации, поэтому можно использовать те же приемы, о которых мы договорились в предыдущих частях: сетка, золотое сечение и, конечно, собственное чутьё.
Если вам нужно захватить как можно больше пространства, в небольших помещениях, вам потребуется «широкоугольный объектив». В реальной жизни профи советуют объективы от 16 мм до 24 мм, дающие оптимальное по широте изображение без сильных искажений. Слишком широкий угол приведет к искажению перспективы. Не забываем, что настройка угла обзора в Revit находится в контекстном меню штурвала:
 
 

 
Вертикали должны быть прямыми! Если камеру с объективом расположить под наклоном, стены начнут «падать». И снова используем приём из экстерьерной визуализации, благо нам не нужно искать обходные пути, как если бы съемка велась обычной фотокамерой.
 
Параллельные, вертикальные линии должны быть абсолютно ровными и прямыми, ну или почти вертикальными. Начните с выравнивания камеры и точки зрения, затем скорректируйте границы кадра.
 
Широкий угол + вертикальные линии
 
Не забывайте об организации пространства. Подумайте о том, что вы хотите показать и в соответствии с этим «наводите порядок в помещении». Совсем не лишним будет добавить аксессуары, которые создают атмосферу жизни: журналы на журнальном столике, открытый ноутбук на гладкой деревянной поверхности. Иногда вам может начать мешать мебель на переднем плане, помните, что вы можете скрыть любой элемент интерьера только на данном виде, не удаляя его из проекта (правая кнопка мыши и контекстное меню):

 
 

Общие советы по интерьерной визуализации

  • Ваши идеи по поводу композиции и подачи виза, могут сильно варьироваться в зависимости от размера пространства, а также предметов, расположенных в нем, да и цель вашей визуализации может играть не последнюю роль. Важно быть готовым к экспериментам, и стараться генерировать идеи, исходя из того набора, что есть в вашем проекте.
  • Старайтесь сделать всегда больше ракурсов, чем изначально планировали, ведь клиенту может понравиться какой-то из вариантов, на который вы изначально даже не делали ставку.
  • Не забывайте о роли хаоса, но и не переусердствуйте!
  • Помните, не бывает неудачных визуализаций, просто кто-то ещё не умеет использовать Photoshop (интересная статья про постобработку)
  • Не бойтесь экспериментов, пробуйте всевозможные подходы, и удача не останется за горами!
 
Мы завершили теорию, и теперь нас ждёт практика - не пропустите следующие статьи!

Алексей Борисов, независимый эксперт.
Эксклюзивно для BIM2B.

Сделано в Promodex