[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #8. ПРАКТИКА. НАСТРОЙКА ВЕЧЕРНЕЙ СЦЕНЫ

Пошаговая настройка визуализации готовой модели. Практика. Часть 3: настройки вечерней сцены

Во многом результат вечернего виза зависит от наблюдательности художника и умения применить результаты его исследования вечернего мира в работе над визуализацией.

Обратите внимание на окружающий вас город, и вы легко сможете заметить тысячи огней, создающих общую картину: это и свет из окон, и фары проезжающих машин, и фонарные столбы, и свет рекламных баннеров, и многое другое.

Все вышеперечисленное можно и нужно добавлять в сцену!

В прошлых статьях мы поставили и настроили 2 камеры и настроили дневную сцену. Сейчас займёмся настройками вечерней сцены. Если вы пропустили первую часть статьи, для начала скачайте архив

Для ночной сцены можно создать новый вид или использовать копию дневного вида (если она вам подходит). В этом случае на надо будет изменить предыдущие настройки визуализации. Если вы решите создать новый вид, тогда нужно будет снова пройтись по настройкам Визуализации (см. предыдущие статьи).

Возможности для освещения учебного проекта

В примере, на базе которого мы экспериментируем, уже добавлены различные светильники.

  • Конечно же свет от фонарных столбов, фары автомобилей, это для антуража.
  • Для музея использованы несколько типов освещения, заполняющий свет – пара мощных прожекторов на углах квартала.
  • Еще несколько прожекторов установлены на плоской кровле, для подсветки перевернутого конуса.
  • Конечно, мы не забыли и про свет внутри здания, так как внутри нет планировки, мы расставили светильники внутри объема, в нескольких ключевых точках, рядом со входной группой, конечно внутри конуса и добавили несколько источников света в правую надстройку.
  • Чтобы подчеркнуть форму первого этажа, на его стене установлена цепочка точечных источников света.

Вы легко можете найти эти семейства в модели, при желании изменить/заменить или удалить их, настроить мощность источников света. Любые эксперименты только приветствуются.

Глобальные параметры для замены материалов день/ночь

Для того, чтобы фонари не светились днем, а стекла небоскребов ночью излучали бы свет, мы применили «Глобальные параметры» для материалов некоторых семейств.

Для столбов, в строке параметра материала Стекла, мы подключили Глобальный параметр с именем «Стекла фонарей».

И еще для окружающей застройки, для поверхностей стен применили материал, имитирующий рандомно светящиеся окна, имя этого глобального параметра – «Окружающая застройка».

Теперь мы можем быстро переключать материалы у этих элементов как для ночной, так и для дневной сцены:

  • Для этого открываем окно «Глобальные параметры» на закладке «Управление».
  • И по очереди для каждого параметра изменяем материалы
  • Для удобства нужные нам материалы сгруппированы в категорию «Ночь».
  • Для фонарных столбов используем один из двух материалов, в зависимости от времени суток: «Стекло» или «Стекло прожектора».
  • Для окружающей застройки примерно тоже самое: «Окна небоскребов» и «ОЗ стены».

Минус такого способа в том, что для разных визуализаций (день/ночь) нужно переключать эти параметры вручную.

Группы источников света

Чтобы не запутаться в источниках света, группируйте их в наборы по смыслу:

После подобной группировки, можно будет легко регулировать освещение сцены. Включая и отключая целые наборы, или немного корректируя яркость нужной группы светильников.

Яркость – Люмены

Кстати о яркости, как задавать яркость источников света?

Мы привыкли использовать Ватты. Я думаю, каждый легко может представить сколько, света дает лампочка мощностью 100вт!?

  • ВАТТ (Вт, W) -единица мощности СИ, равная мощности, при которой работа в 1 Дж совершается за 1 с. Назв. в честь Дж. Уатта (J. Watt). 1 Вт=107эрг/с=0,102кгс*м/с. Ватт используют для выражения механической мощности, а также мощностей, ей эквивалентных (напр., мощности электрич. цепи, теплового потока и т. д.). Одной из основных характеристик всех электроприборов является потребная мощность, поэтому на любом электроприборе (или в инструкции к нему) можно найти информацию о количестве ватт, необходимых для его работы. Т.е. измерять в ваттах мощность лампочек неправильно.
  • ЛЮМЕН (обозначение: лм, lm) — единица измерения светового потока в Международной системе единиц (СИ). Вот в них то и измеряется свет. Чем больше люменов, тем больше света!

Делаем вывод, что люмены более конкретны в определении того, сколько света мы получим в итоге.

Мне понравилось пользоваться таблицами соответствия мощности ламп в Ваттах и переводом их в Люмены

Достаточно указать яркость в люменах для нужного источника, все остальное рендер сделает автоматом.

Схема освещения

Один из частых вопросов: как включить освещение для визуализации? Для этого в окне визуализации, раздел «Освещение» для параметра «Схема» выберите «Снаружи: солнце и искусственный свет», этот пункт автоматически включит источники света в вашей сцене.

Настройка времени суток

Время нужно будет задать позднее (ближе к полуночи), чтобы выключить солнце.

Можно указать время, когда солнце только-только село за горизонт. В этом случае прямых лучей уже не будет, но всё еще будет свет, позволяющий разглядеть некоторые детали.

Для того чтобы получить максимально непроглядную ночь, можно выбрать зимнюю дату и время в районе полуночи, летние даты дают более светлые «белые ночи».

Фон

Так как мы собираемся использовать экспокоррекцию, лучше в качестве заднего фона использовать изображение.

Используйте то, что в архиве https://drive.google.com/drive/folders/0By7QpbyRJIDSOE9RY2RBLWNRT00?usp=sharing или подберите свое. Мне нравятся фотографии с закатом 😉

После вставки картинки, вы можете отредактировать ее размеры, для этого используйте четыре радиокнопки в поле Масштаб.

В большинстве случаев хорошо срабатывает параметр «Растянуть» – фотография растягивается по границам вида, меняя свои пропорции.

В остальных случаях вы можете корректировать положение фотографии параметрами смещения.

Качество визуализации

Мы уже делали подобные настройки на дневной сцене, поэтому не будем повторяться.

Настройте параметры вывода изображения, измените размеры вида, уточните Разрешение и начинайте визуализацию.

Примечание:

Конечно, если бы вы выполняли все настройки осветительных приборов самостоятельно, вам пришлось бы сначала использовать менее «качественный» рендер и маленький размер картинки, для подбора нужных параметров яркости источников света.

И да, любые эксперименты приветствуются. Можете, например, уменьшить яркость освещения «конуса»…

Экспокоррекция

По завершению визуализации, если вы создали новый вид или использовали копию дневного вида, вас может удивить результат!

Черный силуэт совсем не то, что Вы могли ожидать, после всех трудов.

Чернота получается потому, что для настроек экспокоррекции по умолчанию, в нашей сцене мало света, вы еще не забыли? Мы закатили наше солнышко за горизонт!

Не закрывая окно визуализации открываем окно с параметрами экспокоррекции.

  • Первое что нужно сделать, уменьшить «Значение экспокоррекции», до 8-9 пунктов, это сразу включит свет.
  • Немного ярче сделать блики, в районе 0.5
  • Тени делаем максимально темными
  • Насыщенность, лучше не трогать, хотя тоже на любителя, можно немного подкрутить или наоборот ослабить
  • Точку белого, лучше немного охладить, чтобы закатное солнце не делало все в бордовых тонах – 4500-5000 единиц

Совет:

Чтобы после изменений нужного значения параметра, кнопка «Применить» стала активной, переставьте курсор в поле соседнего параметра.

Готовое изображение сохраняем в проект или на диск для дальнейшей обработки в растровом редакторе.

Вот, в общем-то, и всё, что мы хотели вам рассказать.

Полный цикл статей по визуализации выглядит так:

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #1. КОМПОЗИЦИЯ И ПРИЁМЫ ПОСТРОЕНИЯ КАДРА

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #2. РАБОТА С ОКРУЖЕНИЕМ (АНТУРАЖ И СТАФФАЖ)

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #3. НАСТРОЙКА ОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСТЕРЬЕРЕ. ДЕНЬ

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #4. НАСТРОЙКА ОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСТЕРЬЕРЕ. ВЕЧЕР

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #5. ИНТЕРЬЕР: ОСВЕЩЕНИЕ, КОМПОЗИЦИЯ, КАМЕРА

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #6. ПРАКТИКА. НАСТРОЙКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ МОДЕЛИ

[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В REVIT] #7. ПРАКТИКА. НАСТРОЙКА ДНЕВНОЙ СЦЕНЫ

Алексей Борисов, независимый эксперт.

Эксклюзивно для BIM2B.